Голос – инструмент рабочий
18.09.2015 На рассмотрение рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии по предложению пермских профсоюзных экспертов представлены результаты исследования, касающегося состояния здоровья, условий трудовой деятельности учителей и преподавателей. Можно говорить о том, что именно это позволило начать поиск подходов к решению серьезной проблемы на федеральном уровне.Подробнее об этом рассказывает главный технический инспектор труда Пермской краевой территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Анатолий ЗАЛАЗАЕВ:
- В течение последних лет краевая организация последовательно и настойчиво добивается решения проблемы профзаболевания педагогов.
Профессиональная деятельность учителей и преподавателей сопряжена со зрительным утомлением, перенапряжением голосового аппарата, нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, воздействием большого числа стресс-факторов, способствующих развитию различных психосоматических заболеваний.
Особое профессиональное значение имеет патология голосового аппарата преподавателей, так как полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях.
Учитывая, что в настоящее время отсутствует методика обнаружения и сопровождения профзаболеваний у этой категории работников, а выявляемый на периодических медицинских осмотрах или диспансеризациях начальный комплекс симптомов профессиональных патологий по формальным признакам переводится в разряд общесоматических болезней, нам удалось добиться начала решения проблемы на федеральном уровне.
А именно – центральный совет профсоюза работников народного образования и науки РФ совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н. И. Пирогова провели исследование состояние здоровья, условий трудовой деятельности учителей и преподавателей.
В рамках мониторинга работники образовательных организаций из большинства регионов России заполнили более чем 50 тысяч анкет.
Анализ показал, что затраты рабочего времени превышают нормы рабочего времени в 1,7 раза у учителей и в 1,8 раза – у преподавателей вуза.
Также было выявлено, что среди факторов, оказывающих позитивное влияние, каждый второй преподаватель назвал наличие 36-часовой рабочей недели, каждый шестой – работу с молодежью, каждый седьмой – наличие удлиненного оплачиваемого отпуска преимущественно в летнее время, каждый десятый – близость к дому. Однако число преподавателей, назвавших негативные факторы, в 2,5 раза больше тех, кто отметил положительные стороны своей работы.
Значительная часть преподавателей негативными факторами в своей работе считает: превышение рабочего времени – больше 36 часов в неделю, высокую напряженность, интенсивную речевую нагрузку, напряжение органов зрения.
Итоги мониторинга переданы в Министерство труда и предложены к обсуждению на одном из ближайших заседаний рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии.
Убежден, что здоровьесбережение следует рассматривать как возможность влиять на состояние здоровья в условиях различных состояний. При этом всегда нужно прикладывать максимум усилий, чтобы улучшать состояние здоровья.
Особое внимание необходимо придать третьему состоянию организма – предболезни. Следует информировать преподавателей о возможных предболезненных состояниях и привлекать внимание к оценке собственного здоровья с позиций здоровьесбережения. Только такой подход позволит обеспечить профилактику заболеваний и снизить до минимума тяжесть болезненных проявлений.