Крайсовпроф Защита Занятость Законность
Пермский краевой союз организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф»
Тел.: +7 (342) 212-76-07
Пермь, Комсомольский пр., 37
E-mail: permsovprof@mail.ru

Почему от борьбы с богатыми бедным лучше не станет

23.11.2016
Почему от борьбы с богатыми бедным лучше не станет Вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что в социальном блоке правительства обсуждается идея введения прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ) и освобождения от него малоимущих граждан. Вот только в нынешних условиях это куда скорее приведет к уходу экономики в тень и увеличению полномочий силовиков, поджидающих «злостных неплательщиков». Бедные при этом вряд ли станут жить лучше, а богатые не начнут отдавать государству больше.

Налоговые новации обсуждаются пока только в социальном блоке правительства, другие ведомства ничего об этих предложениях вроде не знают, но ясно, что эти идеи лежат вполне в русле последних инициатив властей, которые все чаще сводятся к желанию изъять у населения как можно больше денежных средств. Причем сделать это так, чтобы процесс не выглядел слишком уж вопиющим и хищническим, как было бы, например, в случае запрета на хождение иностранной валюты, чем периодически пугают СМИ.

Изменения в налоговом законодательстве выглядят куда менее топорными и даже по-своему изящными. Прежде всего, преподносится это как мера поддержки самых бедных граждан: людей с низкими заработками предлагается вообще освободить от уплаты подоходного налога. При этом богатые вроде как должны начать платить больше — вот вам и социальная справедливость! А главное, осуществлять реформу обещают начать только после президентских выборов. Очевидно, чтобы граждане раньше времени не напряглись и случайно не отвлеклись от обсуждения таких безусловно важных тем, как духовные скрепы, закат Европы и всемирный заговор против России.

На самом деле совершенно не факт, что и бедным станет проще жить, и богатые поделятся с остальными гражданами своими сверхдоходами. На сегодняшний день не определено, какие именно доходы будут считаться «низкими», так что велик риск того, что освобожден от НДФЛ будет совсем уж мизерный процент граждан: например, заработок ниже МРОТ, по данным Росстата, имеет всего около полутора процентов россиян. Зато остальные вынуждены будет платить согласно прогрессивной шкале.

И если кто-то думает, что раскошелиться придется лишь обитателям Рублевки и владельцам гаражей с «Бентли», то он глубоко ошибается. Основные доходы очень богатых людей — вовсе не зарплаты, а процент от акций, облигаций и прочие неведомые большинству их соотечественников финансовые инструменты. Эти люди не сильно пострадают, если их официальные зарплаты обложат дополнительным доходом, а бюджет, в свою очередь, очевидно, не слишком обогатится.

Нет, аппетиты авторов налоговой реформы обращены в первую очередь на обладателей среднего достатка, для которых зарплата, собственно, и составляет основной источник дохода.

Между тем даже сейчас представление, будто в России низкие налоги, не более чем миф. Действительно, физические лица платят только 13 процентов со своих зарплат, зато их работодатели обложены такими поборами, что мало никому не кажется, — речь, прежде всего, о разнообразных страховых взносах. И, естественно, уровень этих дополнительных поборов сказывается на доходности бизнеса, а значит, в конечном счете и на оплате труда самих работников. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога только усугубит эту и без того довольно печальную картину. В общем, это предложение не более чем один из этапов давно идущей кампании по изъятию денег у населения. За пользование рядом медицинских услуг. За дополнительные занятия в школах. За парковку. За капремонт. В перспективе — за отсутствие официально значащегося места труда — пресловутый «налог на тунеядцев»…

Проблема в том, что на глобальное перетряхивание народного кармана, в котором, по прошлогодней оценке Александра Аузана, «завалялись» примерно 27 трлн рублей, правительство пойти не может по понятным социально-политическим причинам. А локальные меры не могут дать экономике средства, достаточные для глобального прорыва (тот же Аузан оценивал необходимые инвестиции примерно в 15 трлн рублей в год).

В результате все, что может получить государство при такой политике, — средства на латание возникающих то тут, то там дыр в сочетании с ростом социальной напряженности, пусть пока и не очень заметной. И это не говоря о коррупционных соблазнах, которые, очевидно, тоже только возрастают, когда чиновники понимают, что головокружительных результатов от них все равно объективно не ждут.

Что будет происходить, если власть все-таки решится на налоговую реформу, более или менее понятно. Экономика устремится в тень по модели девяностых, чтобы хоть как-то выжить в кризисных условиях. Кому это, в конечном счете, выгодно, тоже понятно: принципиальное отличие от ситуации пятнадцатилетней давности только в резком усилении правоохранительных органов. Очевидно, и здесь они будут поджидать нерадивых налогоплательщиков, чтобы иногда показательно сажать, иногда полюбовно договариваться. Старая шутка про «заплати налоги и живи спокойно» вновь обретет актуальность.

Ссылаться будут, как водится, на нашу пресловутую ментальность, на привычку к жизни «по понятиям», вспомнят лихие девяностые и знаменитую «диктатуру закона». Только дело тут не в этом, а в пресловутых особенностях национальной политики. В рамках которой обсуждается все, что угодно: «русский мир», «духовные скрепы», гей-пропаганда, Сталин, Грозный, выборы президента США, — только не то, что реально касается каждого гражданина страны. А налоги как раз по этой категории и проходят.

На наш народ не наводили никакой порчи, его можно приучить платить, как приучили платить за контент в интернете, штрафы за нарушение ПДД, за билеты на общественный транспорт. Но для этого должна быть создана, во-первых, понятная и простая инфраструктура платежей. А во-вторых, должно быть четко объяснено, на что эти деньги расходуются. Вот столько — на медицину, вот столько — на «Искандеры», вот столько — на пенсии.

 

www.gazeta.ru

← Вернуться