Крайсовпроф Защита Занятость Законность
Пермский краевой союз организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф»
Тел.: +7 (342) 212-76-07
Пермь, Комсомольский пр., 37
E-mail: permsovprof@mail.ru

Мотивы и мотивация: от интересов личности – к профсоюзному членству

16.03.2023
Мотивы и мотивация: от интересов личности – к профсоюзному членству Как мы уже сообщали, в Региональном учебном центре профсоюзов состоялось заседание за «круглым столом» на тему мотивации профсоюзного членства «Профсоюз – время перемен!»

В мероприятии приняли участие руководители членских организаций. Они обсудили самые разные вопросы и представили собственный опыт, касающийся организационной работы профсоюзов, развития социального партнерства, взаимодействия с органами власти, работы с молодежью и т. д.

Семинар открыла заместитель председателя Пермского крайсовпрофа Ульяна Крапивина. Модератором выступила преподаватель Регионального учебного центра профсоюзов Светлана Голдобина.

Как отметила Ульяна Крапивина, профсоюзам необходимо выработать единые подходы в этих ключевых направлениях деятельности с учетом отраслевых особенностей.

- Тема мотивации особая. Она никогда не потеряет своей актуальности, - считает Ульяна Крапивина. – Понимаем, что к вопросам мотивации нужно подходить с учетом потребностей работников разных поколений, ведь у каждого из них свои запросы и интересы.

Предлагаем читателям некоторые тезисы, которые были сформулированы в ходе обсуждения.

Елена КОШАЕВА, председатель первичной профсоюзной организации «Протон-ПМ»:

- Мотивация – сложная тема. Можно оценивать минувший год, когда началась частичная мобилизация. Люди работали в смену по 12 часов, у них вырос заработок, работодатель сделал все, чтобы сохранить рабочие места. В этих условиях обычные инструменты мотивации (зарплата, условия труда, соцгарантии, защита трудовых прав) не сработали. Надо искать новые подходы.

Зоя ГАЛАЙДА, председатель Пермской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки:

- Действительно, мы сегодня должны работать, учитывая разные потребности людей. По ряду причин наш профсоюз оказался в непростых условиях – прошла реорганизация учреждений, внедрена автоматизация всех процессов, в том числе по учету профсоюзного членства. Это заставило нас задуматься, где у нас сильные и слабые стороны. И, я считаю, мы неплохо сработали. За счет чего? Мы уделяем много внимания работе с молодежью (это будущее профсоюза!). Мы обучаем актив, ведем информационную работу на качественно новом уровне.

Еще важное звено в мотивации – взаимодействие с социальными партнерами. От позиции руководителей все-таки очень многое зависит. Поэтому один из наших принципов – сделай так, чтобы партнер нуждался в профсоюзе. Для этого мы проводим учебу с директорами учреждений. У нас есть ресурс, опыт и люди. Это очень важно.

Кроме того, у нас есть и новые инструменты мотивации – в частности, программа «Профсоюз+», которая дает определенные бонусы только членам профсоюза. Нельзя забывать, что «сервисная» деятельность профсоюза – это своего рода тоже мотивация, причем довольно эффективная, если рассматривать ее конкретно.

Андрей САЧКОВ, председатель Пермской краевой организации Электропрофсоюза:

- Все мы смотрим на определенные вещи через призму своего возраста, в том числе на мотивацию. Причины быть в профсоюзе? Я думаю, сегодня на первый план выходит личностный успех, реализация определенных амбиций. Профсоюз может быть полезен в этом. И необходимо найти для каждого человека что-то интересное, что-то свое. В конечном счете, люди должны иметь от профсоюза какую-то зависимость (например, в вопросах оздоровления).

Еще один важный, на мой взгляд, вопрос: должен ли профсоюз четко фиксировать позицию работодателя? Если посмотреть с точки зрения рядового члена профсоюза, то каждый решает сам. Каждый работник, безусловно, жаждет справедливости, но зачастую высказываться об этом, возможно, и постесняется. Задача профсоюза – объединить людей, избавить их от возможных страхов. Конечно, это не всегда бывает легко и просто.

Александр ШТИН, председатель Пермской краевой организации Горно-металлургического профсоюза России:

- Действительно нам сегодня придется строить свою деятельность, если можно так выразиться, по «клубам по интересам». Все-таки дать разным категориям персонала, разным людям, разным поколениям одну мотивацию нереально. Это бесполезно. Коллеги уже сказали, что многое зависит от позиции руководителя. И это так. Приведу такой пример. У нас на предприятии есть один цех, раньше там были проблемы, но сейчас уровень профсоюзного членства в цехе составляет 98 процентов, сегодня он у нас лидер по производству. Начальник цеха понимает выгоды взаимодействия с профсоюзом (в том числе для себя), понимает, что человек на работе должен чувствовать себя защищенно. И эту защиту в первую очередь предоставляет именно профсоюз. Мне кажется, мотивацию можно строить вот на таких конкретных примерах.

Владимир ШАЛАЕВ, председатель Пермской краевой организации профсоюза работников АПК:

- Разработать единые рецепты мотивации для всех – это дело сложное. Все-таки отрасли очень разные. Мне кажется, один из инструментов – это профсоюзная идеология и бренд. Профсоюз должен быть узнаваемым, о нем должны знать, о нем должны говорить, в том числе – социальные партнеры. Поэтому в этом плане важнейший вопрос – это информационная работа в профсоюзе. С этим у нас есть определенные успехи, но нельзя останавливаться на достигнутом.

Владимир ШУРАЛЕВ, председатель Пермской краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения:

- Я считаю, что от разговоров нам надо переходить к практике. Нам все краевые организации надо разделить на группы (или межотраслевые группы). Пусть каждая группа занимается вопросами мотивации в отдельности. Ведь мы все довольно разобщены, и единого рецепта, конечно, нет, поскольку специфика отраслей очень разная. Но, например, можно создать группы «бюджетников», «промышленности», «сферы услуг» и т. д. Тогда мы сможем выработать какие-то общие позиции.

Нельзя забывать, что задачи профсоюза и работодателя по большей части противоположные. И позиция работодателя сильно влияет на профактивистов, профлидеров. Сегодня есть примеры, когда руководители оказывает жесткое давление на профсоюзные организации, на членов профсоюза. Надо как-то защитить людей от этого пресса.

Марина КАРПЕНКО, председатель Пермской краевой организации профсоюза работников потребкооперации и предпринимательства:

- Возможно, профсоюзная идеология сегодня страдает некой инерционностью, заложенной в советское время. Но условия меняются, жизнь другая. В основе мотивации – идеология и информационная работа. Особенно это касается работы с молодежью. Информация должна быть адресной и должна работать.

Алексей КЛЕЙН, председатель Пермской краевой организации Росхимпрофсоюза:

- Мне кажется, каждая отрасль переходит на частности, а нам необходимо сформулировать какие-то общие проблемы и тенденции. Тогда их решать будет проще. Надо спроектировать какую-то оптимальную модель управления профсоюзами, оптимальную модель мотивации. И тогда ответим на вопрос, почему у потенциальных членов профсоюза нет желания в него вступить, а те, кто уже там, – хочет выйти? Надо разработать систему ценностей, инструменты, четкие критерии, программы и цифры. От нас сегодня во многом зависит, каким быть профсоюзам. А настало ли время перемен? Увидим.

Стелла ЭМИР-ВЕЛИ, председатель Пермской краевой организации Профавиа:

- Сегодня мы должны убедить в необходимости существования профсоюзов не только самих членов профсоюзов, но и работодателей. У нас на большинстве предприятий есть хорошие социальные пакеты, определенные гарантии (условия труда, заработная плата, социальные льготы), которых добиваются профсоюзы.

Но парадокс: мы сами же и страдаем от этого. Каждый раз, когда проходит повышение зарплаты, идет снижение профсоюзного членства – людям жаль платить взносы!. Как с этим бороться? Надо убеждать, разъяснять, доносить все «за» и «против». Другого выхода нет.

И еще необходимо разработать какие-то дополнительные гарантии только для членов профсоюзов. Конечно, не каждый работодатель пойдет на такое дополнительное соглашение, особенно в условиях гособоронзаказа, когда необходимо удержать всех сотрудников. Но примеры есть, и они довольно успешны.

 

Подготовил Виктор ЖИЛИНСКИЙ

Фото автора

← Вернуться