Крайсовпроф Защита Занятость Законность
Пермский краевой союз организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф»
Тел.: +7 (342) 212-76-07
Пермь, Комсомольский пр., 37
E-mail: permsovprof@mail.ru

А пассажиров не спросили…

01.02.2022
А пассажиров не спросили… Как мы уже сообщали, в минувшую среду в Общественной палате Пермского края состоялся «круглый стол» на тему «О ходе реализации транспортной реформы в Перми».

Заседание прошло с участием представителей власти и экспертов.

В мероприятии принял участие руководитель краевого профобъединения Михаил Иванов, который также является председателем комиссии Общественной палаты Пермского края по общественному контролю. Следует подчеркнуть, что ранее профсоюзы выражали свою позицию относительно реформы в письмах в адрес главы города, а также в обращении президиума профобъединения.

Что говорят проводники реформы

В открытом обсуждении с подробным докладом выступил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. Он отметил, что сегодня в городе действует 70 автобусных и 9 трамвайных маршрутов (было соответственно 74 и 8), работает 800 единиц техники (710 автобусов), в половине всех маршрутов запущена бескондукторная система оплаты. За 2021 год пассажирский транспорт перевез 192 млн человек. Это меньше, чем могло быть, и связано с ковидными ограничениями. Наибольшее количество обращений граждан зафиксировано по вопросам работы маршрутов № 13, 18, 59 и 66.

По мнению Анатолия Путина, основные плюсы реформы — это обновление подвижного состава, увеличение количества транспорта по перегруженным направлениям, охват новых микрорайонов и улиц, организация новых внутрирайонных транспортных связей. Основной негатив связан с оценкой жителей изменения маршрутной сети и увеличенной нагрузкой на бюджет. На предоставление льгот и скидок по оплате проезда из бюджета города и края выделяется примерно 1 млрд. рублей в год.

- Хотел бы отметить, что новый тариф на разовую поездку в 33 рубля – это не результат реформы, - говорит А. Путин. – Порядок расчета расходов регламентирован приказом Минтранса РФ № 158. Стоимость транспортных услуг складывается из зарплаты водителей, разных отчислений, покупки топлива и ГСМ, обслуживания и ремонта, амортизации и т.д. Но для нас важно, что порядок расчета расходов не зависит от вида контракта с перевозчиком, а определяется только требованием к качеству работы. А для расчета тарифа применяется пассажиропоток по количеству человек, вошедших в транспорт, а не по количеству проданных билетов.

Начальник дептранса также подчеркнул, что относительно 2019 года снижение пассажиропотока в Перми одинаково как по автобусам (их стало меньше), так и по трамваям (их стало больше). То есть при сохранении прежней транспортной модели стоимость проезда все равно бы выросла.

- Сегодня отрасль не ставит задачу выйти на безубыточность, - отметил Анатолий Путин. – Мы понимаем, какие проблемы еще не решены. Это несоблюдение расписания, работа по обустройству остановочных комплексов и развитию маршрутной сети. У нас остается очень высокой загрузка транспортных средств. Но с точки зрения норматива вместимость автобуса должна составлять 5 человек на кв. м. Мы понимаем, что это не комфортно и будем стремиться к другому социальному стандарту (3 чел. на кв. м для автобусов большого класса). Сейчас наибольшее количество обращений на переполненность салона остается по маршрутам № 1, 14, 15, 32, 36, 45, 53, 60, 77. Контрактами предусмотрено увеличение количества автобусов с 2023 года, вариант на этот год прорабатывается. Дополнительно будет проведен аудит для выявления целесообразности открытия или продления маршрутов, где есть спрос на поездку без пересадки.

Также, по словам чиновника, в этом году в качестве пилотного проекта будет обустраиваться выделенная полоса для общественного транспорта на улицах Стахановская и Чкалова. Дептранс продолжает работу и по модернизации программного комплекса диспетчерского управления. По оценке администрации, увеличение средней скорости движения в городе на 10 процентов даст экономию в 370 млн рублей в год. Это приоритетная программа.

Мнение общественности

После отчета Анатолия Путина своим мнением относительно транспортной реформы поделились представители общественных организаций. Так, главный редактор газеты «Территория Пермь» Оксана Асауленко отметила, что администрации не удалось решить проблематику загрузки транспорта, при увеличении стоимости проезда качество услуги не выросло. Она добавила, что решение о повышении платы принималось в сжатые сроки и без широкого общественного обсуждения.

- У нас много жалоб от пассажиров, а ведь именно они потребители услуги, с ними никто не посоветовался, - отметила О. Асауленко. – На мой взгляд, реформа проходит с колоссальным риском для пассажиров. Где гарантия, что в скором времени тариф снова не вырастет? И почему при утверждении тарифа не учли социальную и экономическую ситуации, инфляцию, размер заработной платы в крае? Мы не против новых методов цифровизации, но жители от этого не должны страдать. По проездным и транспортным картам у нас также очень много замечаний и жалоб.

Председатель общественной организации «За права многодетных Пермского края» Людмила Елтышева среди главных минусов реформы назвала отказ от бесплатных пересадок и отмену льготы при безналичной оплате проезда:

- Сейчас мы остались с сокращенными автобусными маршрутами и без бесплатных пересадок. Разве это нормально? С учетом пандемии проездные выгодны не всем. Большой вопрос также вызывает организация самого движения автобусов. Возьмем, к примеру, маршрут № 77. Люди стоят на морозе по 30-40 минут, интервал его движения стал 8 минут, а раньше было 4 минуты. Есть укороченные маршруты. В автобусах давка, особенно в часы пик, к валидатору скапливается очередь, проехать с детьми на скользком покрытии просто невозможно.

В поисках консенсуса

Заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин ответил, что готов рассматривать жалобы от граждан на работу общественного транспорта, создан специальный «Телеграм»-канал по этой теме.

Что касается тарифа и новой модели, то он отметил, что при действовавшей транспортной схеме невозможно было реализовать новую систему, подразумевающую безлимитные проездные. Кроме того, в Перми введены «брутто-контракты» (это когда город собирает деньги с пассажиров и платит перевозчику за час работы).

- Мы еще раз подчеркиваем, что стоимость поездки можно существенно снизить, купив проездной или транспортную карту, - сообщил Э. Хайруллин. – Нам же для лучшего администрирования выгодно, чтобы люди покупали проездные, поэтому мы сделали серьезную скидку — 30–40 процентов. Есть тарифы, рассчитанные на пенсионеров, студентов, на тех, кто работает по графику, - каждый найдет удобный для себя вариант. Мы бы хотели постепенно уйти от оплаты наличными. Для этого планируем, что водители будут продавать транспортные карты прямо в салоне.

Глава Пермского отделения фонда «Городские проекты» Ростислав Толмачев говорил об инфраструктурных проектах и стратегии развития общественного транспорта.

- Транспорт должен ехать, а не стоять в пробках, ведь мы, пассажиры, платим за каждую минуту простоя, - отметил он. – Для этого надо создавать обособленный поток, умные светофоры, приоритетные, выделенные полосы, шлюзы. Но пока этого в Перми нет. С одной стороны, транспорт дорогой, с другой – неудобный. Это и вызывает такой негатив. Есть такое впечатление, что у нас в приоритете движение личных автомобилей, а не общественный транспорт. Мы хотим другой результат. Хочется видеть город компактным, осваивать миграционные подходы к маршрутной сети.

Председатель Пермского крайсовпрофа Михаил Иванов, в свою очередь, считает, что негатив вызвала именно та ситуация, когда тариф был принят без публичного обсуждения со стороны разных групп граждан, в том числе – профсоюзов.

- Мы уже выразили свою позицию по этому вопросу, - отметил руководитель краевого профобъединения. – Считаем, что на недостаточном уровне была проведена информационная работа в этом отношении. Но реформа еще не закончена. Сейчас наша задача – довести до каждого жителя Перми все те задачи и проблемы, которые мы здесь обсуждали. Вопрос должен быть прозрачным и понятным.

Ранее президиум Пермского крайсовпрофа выразил свою официальную позицию по поводу предложения главы города повысить размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте с 500 до 2500 рублей и 5000 рублей – при повторном нарушении.

«Считаем усиление репрессивных мер преждевременным актом, способным вызвать социальное напряжение в городе, - говорилось в заявлении крайсовпрофа. – В свою очередь, предлагаем сконцентрировать внимание на пропаганде правил передвижения в общественном транспорте и своевременной оплате проезда, различных методах мотивации добросовестных пассажиров».

Кстати, на сайт крайсовпрофа в ответ на обращение пришло критическое письмо, автор которого, некий Александр,  называет инициативы крайсовпрофа «популистскими» и «вредительскими». В частности, в письме есть ряд сомнительных утверждений – «штрафы не должны быть необременительными», «из-за этих неплатежей отрасль будет генерировать убытки» и т. д.

Позиция Михаила Иванова остается неизменной:

- Считаем, что обложить граждан всевозможными штрафами – самый простой вариант. Гораздо сложнее провести четкий внятный диалог и соблюдать систему социального партнерства. Ведь это бесспорно: транспортная услуга должна быть удобной и комфортной. Тогда уже и можно говорить о какой-либо системе штрафных санкций.

← Вернуться